Японцы – ревностные блюстители традиций. Сохранять традиции – дело нелегкое, особенно в современном обществе. Вот сами подумайте: пусть Япония извечно ассоциировалась с самураями, но где им найти применение в повседневной жизни, когда уже не существует подобного патриархального уклада, как прежде, да и вообще в случаи войны используют новейшие достижения техники, а не благородный «путь меча»? Японский патриотизм самураев и духовное воспитание мужчин ныне воплотились в форму кендо – фехтовальное искусство, практикующие укрепление как тела, так и духа, формируя сильный характер.
История Кендо
Взяв основы из традиционных техник владения мечом самураев, кендо ведет свою историю еще из периодов Камакура (1185-1233) и Эдо (1603-1868). Фехтование считалось неотъемлемой частью подготовки воина, однако в период Камакура и последующие несколько столетий меч носил лишь вспомогательную функцию.
И лишь в эпоху Эдо, когда самураям официально стало дозволено носить с собой лишь мечи, фехтование завоевало широкую популярность среди военного слоя. Современный вид, похожий на кендо, фехтование приняло в конце 18 века, когда для тренировок были введены используемые и поныне бамбуковые мечи синай. С реставрацией Мэйдзи (1866) катаны как оружие стали не актуальны в связи с активным использованием европейцами огнестрельного оружия. В 1895 году было создано Общество Боевых Добродетелей Большой Японии, которое спустя 25 лет изменило название различных техник и объединило их названием «кендо», при этом активно популяризуя его среди японской молодежи.
Именно 1920 год официально считается годом рождения кендо. Популярность кендо возрастала, его даже ввели в школах. Проигранная Вторая Мировая Война нанесла серьезный удар по кендо – в Японии, которая попала под оккупационную власть американцев, было запрещено кендо. Американцы сочли его вредной и опасной воспитательной практикой, которая распространяла «японский национализм». Но кендо достойно выдержало этот удар, и в 1952 году запрет на него был снят, а в следующем году преподавание кендо вернулось и в школы.
Концепция Кендо
Согласно Концепции Кендо, составленной в 1925 году, цели практикования:
- «Формировать разум и тело,
- Развивать сильный дух,
- Через правильные и строгие тренировки
- Стремиться к совершенствованию искусства Кэндо,
- Высоко ценить человеческую вежливость и честь,
- Быть искренним с другими,
- И всегда совершенствовать себя.
- Это позволит каждому:
- Любить свое государство и общество,
- Делать вклад в развитие культуры.
- И продвигать все человечество к миру и процветанию».
Поединок кендо
Техника современного кендо предполагает использование 2-х типов ударов: колящих и рубящих. При этом правилами регламентировано, какие удары в какие части тела можно наносить. Например, рубящие – по макушке, с правой или левой стороны головы, по правому запястью или по поднятому левому, по правой или левой части туловища. Колющие же, как ни странно, разрешено наносить только в горло.
Три закона Кендо
Кендо означает не только технику фехтования, в его основе заложено и философская основа, выражающееся принципом: «Ки-кэн-тай но ити», что переводится как «Дух, меч и тело — всё едино.» Этот принцип дает начало 3-м главным законам кендо:
- Закон Меча – предполагает правильную технику проведения удара,
- Закон Тела – удар должен быть нанесен в правильной осанке,
- Закон Сердца – атакующий должен быть бодр и энергичен духом при ударе.
Человек, вооруженный мечом, не имеет права на ошибку, ибо он не имеет также и возможности её исправить – он должен быть серьезен. Каждый противник индивидуален, каждый бой – особый по-своему, поэтому следует подходить к каждому поединку с особым обновленным духом – таковы основные идеи кендо.
Развитию кендо уделяется большое внимание как средству привития у молодежи любви к своей стране и её народу, развития национальной культуры, а также укрепления взаимопонимания между людьми, странами и народами.